Икона Богоявление Господне

Назад

Икона Богоявление Господне

Икона «Богоявление Господне». Самым известным образцом православной иконографии является икона Андрея Рублева «Крещение Господне», что равнозначно Богоявлению. С нее было сделано множество списков, как правило, достаточно близких к оригиналу.   Такой список до революции был святыней Богоявленского женского монастыря, икона была храмовой и находилась в Богоявленском соборе, но в годы гонения, список был утрачен без надежды на возвращение. Однако, Божиим промыслом эта икона была вновь обретена - ее случайно обнаружили при восстановлении собора в 2010 году. При замене окон обнаружили, что один из оконных проемов закрыт доской, которая и оказалась иконой. После реставрации икона Богоявления Господня поставлена  в киот и освящает  Богоявленский собор. На иконе изображен евангельский сюжет, визуализирующий крещение Иисуса Христа в Иордане. Согласно Священному Писанию, Спаситель явился к Иоанну Предтече и попросил покрестить его. Святой возразил Христу со словами, что это он должен креститься от руки Иисуса, а не наоборот.
Однако Иисус попросил Предтечу исполнить предначертанное. И когда Иоанн начал обряд крещения, на Иисуса снизошел Святой Дух в виде голубя, а с небес раздался голос Бога-отца, благословившего Сына на подвиг во спасение человечества. С этого события, собственно, и началась великая миссия Иисуса Христа, прославившая его как Спасителя и приведшая на Голгофу.  Центральной фигурой композиции является ожидаемо Иисус. Он стоит лицом к зрителю, омытый синими водами Иордана. Бедра Спасителя обернуты набедренной повязкой, а на животе его явно читается символ креста.
На левом берегу Иордана стоит Иоанн Предтеча. Правой рукой он благословляет Христа и будто бы приносит его в жертву согласно великому предначертанию, изложенному в Ветхом Завете.  Рублев намеренно придал фигуре Крестителя неестественную позу. Он стоит на берегу выше, но низко склоняется к Спасителю, как бы благоговея перед ним. Скрещенные ноги и непропорциональные руки Предтечи – это символ несовершенства человека по сравнению с Богом.  А на правом берегу Иордана находятся ангелы. Их количество может варьироваться, но у Рублева их ровно четыре. Трое ангелов склонились перед Спасителем, а четвертый с благоговением внемлет Гласу Божьему, раздающемуся с неба. Руки ангелов обернуты покровами, которые они протягивают Христу. Это еще один глубокий символ жертвенного алтаря.  Аллегория Бога и его Гласа – Небесная Сфера, расположенная вверху композиции. Из нее исходит тройной луч – троекратное повторение Гласа Божьего. Под сферой просматривается устремившийся вниз голубь – никто иной, как Святой Дух. На заднем плане композиции просматриваются горы, замыкающие пространство. С одной стороны, они символизируют величие Христа, с другой – напоминают нам о пещере, куда было перенесено тело Спасителя, закончившего земной путь. Эта аллегория еще раз показывает: освобождение от скреп материального возможно, и Спаситель доказывает это на личном примере.
Иордан и стоящий посреди него Христос – это некий мостик, связующее звено между прошлым и будущим, Ветхим и Новым Заветом. Это очевидный символ преемственности и единства прошлого, настоящего и будущего, а также тройственной природы Бога, зримо проявившейся при Богоявлении.
Искренняя и серьезная молитва иконе «Богоявление Господне» помогает:  избавиться от сомнений и обрести уверенность в избранном пути;  преодолеть собственные греховные помыслы;  искренне раскаяться в неблаговидных поступках;  исцелиться от тяжелых недугов;  решить любые проблемы, тревожащие молящегося.                                                                                                                                                                                                               Текст молитвы на Крещение Господне:   Господи Иисусе Христе, Сыне Божий Единородный, от Отца прежде всех век рожденный, Свете от Света, просвещаяй всяческая, в последняя же лета от Пресвятыя Девы Марии нетленно воплощенный и в мир сей на спасение наше пришедый! Ты бо не потерпел еси видети от диавола мучима рода человеча и сего ради в пресветлый день Богоявления Твоего пришел еси на Иордан ко грешником и мытарем креститися от Иоанна, безгрешен сый, да исполниши всякую правду и да возьмеши в водах Иорданских грехи всего мира, яко Агнец Божий, во еже понести я на Себе и искупити Крещением крестным, пречистою Кровию Твоею. Сего ради погрузившуся Тебе в водах, отверзошася Тебе небеса Адамом заключенная и Дух Святый сниде на Тя в виде голубине, просвещение и обожение носяй естеству нашему, и Пребожественный Отец Твой возвести Тебе небесным гласом благоволение Свое, зане сотворил еси волю Его и человек грехи восприял еси и Себе на заклание уже предуготовал еси, якоже Сам рекл еси: «Сего ради любит Мя Отец, яко Аз душу Мою полагаю, да паки прииму ю», и тако во всесветлый день сей, Ты, Господи, положил еси начало искупления нашего от грехопадения прародительскаго. Сего ради вся силы небесныя радуются и вся тварь веселится, чающе свобождение свое от работы истления, глаголюще: Прииде просвещение, благодать явися, избавление наста, мир просветися и людие радостию исполняются. Да веселится ныне небо и земля и мир весь да играет; реки да плещут; источницы и озера, бездны и моря да срадуются, яко Божественным Крещением освятися днесь естество их. Да радуются днесь и человеков собори, яко естество их взыде ныне паки к первому благородию и вси с радостию да поют: Богоявления время. Приидите мысленно на Иордан, видение велие в нем узрим: Христос ко Крещению грядет. Христос ко Иордану приходит. Христос наши в воде погребает грехи. Христос овча похищеннаго и заблуждшаго приходит искати и обрет е вводит в рай. Сего Божественнаго таинства воспоминание празднующе, усердно молимся Тебе, Человеколюбче Господи: сподоби нам жаждущим по гласу Твоему приити к Тебе, Источнику присноживотныя воды, да почерпем воду благодати Твоея и оставления грехов наших и да отвергшеся нечестия и мирских похотей; целомудренно и девственно, и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце, ждуще блаженнаго упования и явления славы Твоея, Великаго Бога и Спаса нашего, да не от дел наших спасеши нас, но по Твоей милости и по обновлению Святаго Духа Твоего банею пакибытия, Егоже обильно излиял еси, да оправдившеся благодатию Его, наследницы будем вечныя жизни во Царствии Твоем, идеже со всеми святыми сподоби нам прославити всесвятое Имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Назад


Пожертвовать монастырю


«Светлый вечер с настоятельницей Богоявленского женского монастыря игуменьей Антониной» на радио ВЕРА