Таинства

Посылая учеников на проповедь, Иисус Христос сказал им: «Идите, научите все народы, крестя их во имя отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19-20). Речь тут, как учит Святая Церковь, о Таинствах, установленных Господом.

Таинством называют священное действие, в котором через какой-нибудь внешний знак таинственно и незримо подаётся нам благодать Святого Духа, спасительная сила Божия – подается непременно.

Господу угодно было учредить семь Таинств:

- Крещение
- Миропомазание
- Покаяние
- Причащение
- Брак
- Священство
- Елеосвящение (соборование)


Крещение


Крещение является дверью в Церковь Христову, только принявший его может пользоваться другими таинствами.
Это такое священное действие, в котором верущий во Христа, через троекратное погружение тела в воду, с призыванием имени Святой Троицы – Отца и Сына и Святаго Духа, омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им самим до Крещения, возрождается благодатию Духа Святаго в новую, духовную жизнь.
Таинство Крещения установил Сам Иисус Христос и освятил его, крестившись у Иоанна. И вот, как Господь во утробе Святой Девы облекся в человеческое естество (исключая грех), так крещающийся в купели делается причастником божественного естества: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27). Соответственно и сатана утрачивает власть над человеком: если прежде он властвовал над ним как над своим рабом, то после Крещения может действовать только извне – обманом.
Для принятия Крещения от взрослого человека требуется сознательное желание стать христианином, опирающееся на крепкую веру и сердечное покаяние. Младенцев Православная Церковь крестит по вере родителей и восприемников. Для того и нужны крестные отцы и матери, чтобы поручиться за веру крещаемого. Когда он подрастет, восприемники обязаны научить ребенка и позаботиться о том, чтобы крестник стал истинным христианином. Если они пренебрегут этим священным долгом, то тяжко согрешат. Так что приготовить к этому дню красивый крестик и белую рубашку, принести с собой полотенце и домашние тапочки – еще не значит подготовиться к таинству Крещения, даже если крестить собираются несмышленого младенца. Он все равно должен иметь верующих восприемников, знающих основы христианского вероучения и отличающихся благочестием. Если же к купели приступает взрослый человек, пусть сначала прочитает Новый Завет, Катехизис и примет учение Христа всем сердцем и разумом.


Миропомазание


В этом таинстве верующему подаются дары Святаго Духа, которые отныне будут укреплять его в христианской жизни.
Первоначально апостолы Христовы призывали Святой Дух сойти на обратившихся к Богу через возложение рук. Но уже в конце I века таинство стало совершаться через помазание святым миром, так как апостолы просто не имели возможности возлагать руки на всех присоединившихся к Церкви в разных, часто отдаленных местах.
Святым миром называется особым образом приготовленный и освященный состав из елея и благовонных веществ. Освящали его сами апостолы и их преемники – епископы. И теперь освящать миро могут только архиереи. Но само таинство могут совершать священники.
Обычно оно следует непосредственно за Крещением. Со словами: «Печать дара Духа Святаго. Аминь» – священник крестообразно помазует верующему чело – для освящения мыслей его, очи – чтобы мы шли по стезе спасения под лучами благодатного света, уши – да будет человек чутким к слышанию слова Божия, уста – дабы оказались способными к вещанию Божественной истины, руки – для освящения на дела, угодные Богу, ноги – для хождения по стопам заповедей Господних, грудь – чтобы, облекшись во всеору жие Духа Святаго, мы все могли о укрепляющем нас Иисусе Христе.
Так, через помазывание разных членов, освящается весь человек – тело его и душа.


Покаяние (Исповедь)


Покаяние есть таинство, в котором верующий исповедует свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов своих от Самого Господа Иисуса Христа.
Спаситель дал святым Апостолам, а через них и священникам, власть разрешать грехи: «Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоан. 20, 22–23).
Для получения прощения грехов от исповедующегося требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и истинное исповедание их, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на его милосердие. Как важно последнее, видно из примера Иуды. Он раскаялся в страшном грехе – предательстве Господа, но в отчаянии удавился, так как не имел веры и надежды. А ведь Христос взял на Себя все наши грехи и уничтожил их Своею крестною смертью!


Причащение (Евхаристия)


В этом таинстве православный христианин под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни.

Таинство Святого Причащения установил Сам Христос во время Тайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти: взяв хлеб и благодарив (Бога Отца – за все Его милости), преломил и подал ученикам, говоря: приимите ядите, сие есть Тело Мое, которое за вас предается. Также взяв чашу и благодарив, подал им, говоря: пейте из нее все, ибо сия есть Кровь Моя, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26–28; Марк. 14, 22–24; Лук. 22, 19–24; Кор. 11, 23–25). Установив таинство Причащения, Иисус Христос заповедал ученикам совершать его всегда: «Сие творите в Мое воспоминание».
Незадолго до того, в беседе с народом, Спаситель говорил: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Иоан. 6, 53–56).
Таинство Причащения будет совершаться в Церкви Христовой до скончания века за Богослужением, называемым Литургией, во время которой хлеб и вино, силою и действием Святаго Духа, пресуществляются в истинное Тело и в истинную Кровь Христовы. По-гречески это таинство называется «евхаристией», что значит «благодарение».

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ТАИНСТВУ СВЯТОГО ПРИЧАЩЕНИЯ

К ТАИНСТВУ Святого Причащения необходимо себя подготовить говением – молитвою, постом, смирением, покаянием. Без исповеди ни кто не может быть допущен к Причастию, кроме случаев смертельной опасности.
Желающие достойно причаститься должен, по крайней мере, за неделю начать готовиться к этому: больше и усерднее молиться дома, регулярно посещать Церковь. В любом случае надо быть на вечернем Богослужении накануне дня причащения.
С молитвой соединяется пост – воздержание от скромной пищи – мяса, молока, масла, яиц им вообще умеренность в еде и питье.
Готовящийся к Святому Причащению должен проникнуться сознанием своей греховности и беречь себя от злобы, осуждения и непотребных мыслей и разговоров, отказаться от посещения увесилительных мет. Луччше всего проводить время в чтении духовных книг.
Перед исповедью нужно непременно примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения.
Желающий причаститься должен прийти к священнику, совершающим исповедь у аналоя, на котором лежат Крест и Евангелие, и принести искреннее раскаяние в содеянных грехах, не утаивая ни одного из них. Видя чистосердечное раскаивание, священник возлагает конец епитрахили на преклоненную голову исповедника и читает разрешительную молитву, прощая ему грехи от имени Самого Иисуса Христа.
Правильнее исповедаться на кануне вечера, чтобы утро посвятить молитвенной подготовке к Св. Причащению. В крайнем случае, можно исповедаться и утром, но – до начала Божественной Литургии.
Исповедовавшись, надо принять твердое решение не повторять прежних грехов.
После полуночи запрещается, есть, пить, курить и т.п. К воздержанию от пищи и пития надо приучать и детей, с самого раннего возраста.
После пения «Отче Наш» нужно приблизиться к ступенькам алтаря и ожидать выноса Святых Даров. При этом пропустите вперед детей, мужчин которые причащаются первыми. Подходя к Чаше, надо заблаговременно сделать земной поклон, крестообразно сложить руки на груди и перед самой чашей не креститься, дабы нечаянно не толкнуть ее. Внятно произнести свое христианское имя, широко открыть рот, благоговейно принять Тело и Кровь Христову и тотчас проглотить.
Приняв Св. Тайны, не крестясь, поцеловать низ Чаши т тотчас же отойти к столику с теплотой, чтобы запить причастие.
До окончания Богослужения не уходить, непременно выслушать благодарственные молитвы.
В день причащения вести себя благопристойно, дабы «честно соблюсти в себе Христа приятного».
Все это обязательно и для детей с 7 лет.
Для молитвенной подготовки к Св. Причащению существует особое правило. Оно состоит из чтения накануне с вечера трех канонов – Покаянного Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю и молитв на сон грядущий, а утром - молитв утренних, канона и особых молитв ко Св. Причащению.


Венчание


Венчание есть таинство, в котором при свободном (перед священником и Церковью) обещании женихом и невестою взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз и испрашивается благодать Божия для взаимной помощи и благословенного рождения и христианского воспитания детей.
Венчание установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы он благословил их и сказал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1, 28).
Таинство аенчания не совершается во время постов: Великого, Успенского, Рождественского, Петровского, на Святках и на Светлой (Пасхальной) седмице, а также во вторник, четверг, и субботу и еще в некоторые дни года.
Браковенчание – великое Таинство, а не только красивый обряд, поэтому и относиться к нему следует со страхом Божиим, дабы разводом не поругать святыню.


Священство


В таинстве священства правильно избранный человек через архиерейское рукоположение (по гречески – хиротонию) получает благодать Святого Духа для освященного служения Церкви Христовой.
Степеней священство три: диакон, пресвитер (священник) и епископ (архиерей).
Посвящаемый во диакона получает благодать служить при совершении Таинства, посвящаемый во священника – совершать Таинства, посвящаемый во епископа - не только совершать Таинства, но и посвящать других для совершения Таинств.
Для недавно вошедших в Церковь людей существует проблема – как называть их? Священнослужителей в степени диакона и пресвитера обычно называют «отцами» - отец Александр, отец Николай … или пот должности отец протодиакон, отец эконом (в монастыре). Существует в русском языке особое, ласковое обращение: батюшка. Соответственно и супругу называют «матушкой». К архиерею принято обращаться следующим образом: «Владыко!» или «Ваше Высокопреосвященство!» Патриарха же называют «Ваше святейшество!».


Елеосвящение (Соборование)


Это Таинство, в котором при помазании больного освященным елеем (маслом), призывается на него благодать Божия для исцеления от телесных и душевных болезней и отпущения ему забытых без злого умысла грехов.
Таинство елеосвящения еще называется соборованием, потому что для совершения его собираются семь священников, хотя по нужде может совершить его и один иерей.
Раньше елеосвящение совершалось у постели болящего, теперь – чаще – в церкви, сразу для многих людей.


Пожертвовать монастырю


«Светлый вечер с настоятельницей Богоявленского женского монастыря игуменьей Антониной» на радио ВЕРА